«English for kids»

Педагог дополнительного образования

Шарапова Анна Сергеевна

"English for kids"

Часто у родителей возникает вопрос: «Стоит ли обучать ребѐнка-дошкольника английскому языку, и, если стоит, то когда и с чего начать?». Бытует мнение, что раннее начало изучения языка является непростительным усложнением содержания дошкольного образования и вредно, поскольку «лишает ребѐнка детства». Однако в настоящее время практически никто не сомневается в целесообразности раннего обучения детей иностранным языкам. Так, английский язык, являясь международным языком общения, становится все более популярным, поэтому во многих странах он активно изучается в школах и высших учебных заведениях как первый иностранный язык. Более того, благодаря процессу глобализации люди все чаще сталкиваются с необходимостью знать иностранный язык . Имеющийся опыт отечественных и зарубежных исследований в сфере раннего изучения языка доказывает, что изучение иностранного языка, в случае правильной организации занятий, развивает детей, поднимает их образовательный и культурный уровень.

Исследования специалистов ведущих университетов показали, что у двуязычных детей когнитивные способности развиваются лучше, чем у монолингвов.

Благоприятное влияние изучения второго языка на развитие родной речи доказал в свое время Л.С. Выготский, отмечал Л.В. Щерба, и другие отечественные учѐные. Многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам подтвердило «благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у детей способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом». С психолингвистической точки зрения успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям.

Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Игра создает замечательные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте. Сензитивность дошкольного возраста по отношению к иному (неродному) языку, проявляется, прежде всего, в области артикуляции. Произношение в этот возрастной период усваивается безупречно. Кроме того, у дошкольников отсутствуют предрассудки в отношении второго языка: они не боятся допустить ошибку, без предубеждения воспринимают общение, не разочарованы в своих возможностях, не осознают потенциальных проблем обучения.

Раннее обучение иностранному языку даѐт большой практический эффект в плане повышения качества владения иностранным языком, создаѐт базу для продолжения его изучения в школе. Неоспорима воспитательная и информационная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется во вхождении ребѐнка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.

В чем заключается специфика обучения английскому дошкольников? Каждый родитель знает – в этом возрасте дети гиперактивны, трудно управляемы, им сложно долго концентрироваться на чем-то одном, и они быстро утомляются. В то же время, дети дошкольного возраста легко усваивают новые знания и навыки, а потому это самое лучшее время для того, чтобы начинать делать первые шаги в освоении нового языка.

Какой подход в обучении будет правильным? Специалисты по раннему развитию детей отмечают тот факт, что дети обучаются, развиваются и познают мир через игру. Таким образом, если вы хотите, чтобы ребенок освоил иностранный язык, не нужно заставлять его часами сидеть за скучными книжками – вы рискуете привить своему ребенку отвращение к английскому языку на всю оставшуюся жизнь.

Обучение английскому языку дошкольников должно строиться в игровой форме. Например, можно разучивать детские стихотворения, решать головоломки, собирать карточки со словами и картинками, смотреть специальные обучающие мультфильмы. При этом важно учитывать, что малыши довольно быстро утомляются – стандартное занятие обычно длится 30-40 минут. Крайне важно давать детям отдохнуть и отвлечься – например, выполнив какие-либо физические упражнения. Для лучшего запоминания новой информации детям необходимы слуховые и зрительные опоры, к которым относятся видео, песни, картинки, считалки, предметы для игры, пазлы и пр. Учебники и все обучающие материалы должны быть яркими, увлекательными, легкими для восприятия. Все ситуации и истории могут подаваться в форме сказок, с участием мифических или мультипликационных героев.

Обучающие игры, используемые педагогами на занятиях, делятся на ситуативные, соревновательные, ритмико-музыкальные и художественные. Ситуативные – это всем известные ролевые игры, которые моделируют различные типовые жизненные ситуации. Соревновательные игры (кроссворды, загадки, настольные игры, выполнение командами) используются для освоения лексики и грамматики. Ритмико-музыкальные игры включают в себя хороводы, песни, танцы помогают развить фонетическое восприятие и мелодику речи. Художественные игры стоят на стыке игры и творчества – поделки, аппликации, рисование, постановка сценок, сочинение сказок и т.д.

Что действительно может выучить ребенок до 7 лет? Запомнить слова и начать использовать их в разговорной речи для детей не составляет особого труда. Что касается грамматики, то с ней следует повременить до 6-7 лет – маленькие дети с трудом воспринимают абстрактные грамматические конструкции, но, тем не менее, осваивают их интуитивно в процессе запоминания устойчивых словоформ и выражений.